Отношения как результат взаимодействия - 2. Взаимодействие, восприятие, взаимоотношения, общение и взаимопонимание людей

Межличностные отношения как результат педагогического взаимодействия. Виды межличностных отношений педагогов с учащимися. Без этого учитель не сможет выполнить свою миссию транслятора социальных ценностей.

Характер отношений учителя к детям во многом определяет и систему взаимоотношений среди детей. В педагогической практике наиболее часто встречаются следующие виды взаимоотношений педагогов с учащимися:. Учителя с таким отношением реализуют в процессе педагогического взаимодействия свою положительную направленность, характеризующуюся такими личностными параметрами, как заинтересованность успехами учебной деятельности учащихся, стремление авансировать детей, поощрить их достижения, ориентация на продвижение учащихся, умение подчеркнуть их уникальные особенности и др.

Открыто-отрицательное отношение возникает тогда, когда учитель или ученики демонстративно подчеркивают неприязнь, неприятие друг друга, раздражительность, несовместимость. Учитель с устойчиво-положительным отношением к учащимся быстрее завоевывает авторитет, вызывает симпатию и даже любовь со стороны учеников, желание подражать ему, считать его эталоном. Ученики уже в начальных классах могут уловить и осознать отношение учителя к ним. Эмоциональное благополучие или самочувствие учащихся и учителей зависит от того, насколько симпатии и стремление к общению являются взаимными.

Пути улучшения межличностных отношений. Похвала любимого учителя, высказанное им положительное отношение могут значительно повысить самооценку учащихся, пробудить стремление к новым достижениям, порадовать его. На втором месте стоят пассивно-зависимые и спокойные. Учитель должен быть адекватным и гибким в своих оценках. Совместная деятельность педагогов и учащихся как способ реализации педагогического взаимодействия.

На психическую активность и работоспособность человека существенно влияет совместная деятельность. Совместной коллективной считается деятельность, при которой:.

В последнее время сложилось мнение, что совместная коллективная деятельность нивелирует личность. Основным механизмом воздействия в процессе совместной деятельности является подражание.

Ученики подражают только любимому учителю или референтному соученику. Сотрудничество как смысл совместной деятельности. Сотрудничество становится продуктивным, если:. Совместная деятельность в обучении. Традиционно обучение планируется и организуется педагогом в форме индивидуальной и фронтальной работы. Результаты этой работы сочинения, диктанты, изложения, контрольные работы и т. В данном случае, даже когда цели работы каждого исполнителя идентичны, ее реализация не предполагает совместных усилий и взаимопомощи, а следовательно, это не совместная деятельность.

В этих случаях учитель работает со всем классом, поскольку поставлена общая задача. Задачам совместной учебной деятельности отвечает групповая коллективная работа на уроке. Выделяют два основных вида групповой работы - единую и дифференцированную. Использование группового метода работы не означает отказа от индивидуальной и фронтальной форм работы с классом. Однако их характер качественно меняется. Так, при групповой организации учебной деятельности можно выделить два основных этапа работы - предшествующий и завершающий.

Первый осуществляется до начала собственно групповой деятельности учащихся: На втором этапе - завершающем контрольном - группы по очередности отчитываются перед классом и учителем элемент фронтальной работы. Такие отчеты взаимно обогащают учащихся знаниями, так как в них содержится новая, дополняющая имеющуюся у остальных информация. Иной в этих условиях становится и индивидуальная работа учащихся.

Межличностные отношения как результат педагогического взаимодействия

В отличие от традиционной формы она приобретает выраженную коллективистскую направленность, поскольку служит целям совместной деятельности школьников, объединяя индивидуальные усилия каждого отдельного ученика. Коллективная деятельность стимулирует индивидуальную активность, формируя и поддерживая при этом в классе отношения ответственной зависимости. Оптимальная величина таких групп - человек. Конфликты в совместной деятельности. Однако своевременный пересмотр ими своих позиций может устранить конфликтную ситуацию и не позволить ей перерасти в открытый межличностный конфликт.

Конфликтное взаимодействие понимается как реализация участниками конфликтной ситуации своих антагонистических позиций. При этом их действия, связанные с достижением своих целей, тормозят решение задач противников. Поэтому любая конфликтная ситуация, участником которой является авторитарный учитель, переходит в стадию открытого столкновения.

Дифференцированный подход к межличностным конфликтам позволяет извлечь из них максимальную пользу. Межличностные конфликты, возникающие между педагогами и учащимися, по своему содержанию могут быть деловыми и личными. Частота и характер конфликтов зависят от уровня развития классного коллектива: В сплоченном коллективе всегда имеется общая, поддерживаемая всеми его членами цель, а в ходе совместной деятельности формируются общие ценности и нормы. В этом случае имеют место по преимуществу деловые конфликты между педагогом и учащимися, которые возникают как следствие объективных, предметных противоречий совместной деятельности.

Они имеют положительный характер, так как направлены на определение эффективных путей достижения общегрупповой цели. Но личная заинтересованность в общем успехе не позволяет конфликтующим сторонам сводить счеты, самоутверждаться путем унижения другого. В отличие от конфликта личного характера после конструктивного решения вопроса, породившего деловой конфликт, взаимоотношения его участников нормализуются. Своевременность и успешность его разрешения являются условием того, что деловой конфликт не переходит в личностный.

Контрольные вопросы и задания. Какова сущность педагогического взаимодействия? Какова роль общения в развитии личности? Каковы общие стратегии межличностного взаимодействия? Какие существуют виды отношений педагогов с учащимися? Дайте краткую характеристику каждому виду. Что можно предпринять для улучшения межличностных отношений? Чем отличается совместная деятельность от взаимодействия?

Какую роль играют конфликты в совместной деятельности? Каковы возможные пути развития совместной деятельности? Психологический климат в коллективе. Учителю о педагогическом общении. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе -М. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Предисловие 4 1 введение 6 Исследование ISBN Учебное пособие посвящено ISBN Год выпуска Предисловие На рубеже двадцатых и тридцатых Предисловие Учебное пособие написано в соответствии ISBN Курс отвечает программе


Комментарии
 

Они оказываются иногда достаточно эффективными, особенно при работе с классами и отдельными учащимися, имеющими низкий уровень социально-психологического и личностного развития. Таким образом, психологические отношения обнаруживаются как в рамках субъект—объектных, так и субъект—субъектных отношений.

© 2003-2017 intrusted.ru